ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
    СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ

Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ




Нам ВАЖЕН ваш ответ:

 
Сделайте заказ и спокойно планируйте свое время!
Качественная работа - это наша забота
 
 

Тема: Сенсоматорное развитие в младенческом возрасте
 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА        6

1.1. Особенности социальной ситуации развития в младенческом возрасте         6

1.2. Стадии психофизиологического созревания детей на первом году жизни     11

1.3. Развитие жизненного мира младенца       16

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЕЦЕПТОРНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В
МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ   22

2.1. Теория сенсомоторного интеллекта Пиаже       22

2.2. Развитие ощущений и восприятия   24

2.3. Развитие двигательных функций и действий с предметами 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   44

ПРИЛОЖЕНИЯ 48


Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Вопрос о сенсомоторном развитии младенца и соотношении сенсорной активности с его моторной активностью, наряду с  многими другими проблемами возрастной психологии, был и является поныне одним из дискуссионных вопросов. Начиная с возникновения античных философских споров о происхождении мысли, эта проблема остается в фокусе психологических исследований. Изучая соотношения сенсорной и моторной сфер, восприятия и действия, ученые прошлого и современные исследователи делают попытки объяснить природу возникновения мыслительных образов или ментальных представлений.

Несмотря на разнообразие теоретических взглядов на проблему сенсомоторного развития, остаются открытыми вопросы динамики их соотношений на различных стадиях онтогенетического развития. Исследование рецепторной и моторной сфер на ранней стадии онтогенеза, изучение начальных этапов развития внутреннего отражения окружающего мира и действий с окружающими объектами является актуальным вопросом психологии до настоящего времени.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что до недавнего времени в науке господствовало представление о младенцах как о существах, имеющих в арсенале поведенческих возможностей лишь врожденные рефлексы (Сеченов, 1952, Пиаже, 1969, Выготский, 1997, Леонтьев, 1977). В теории деятельности А.Н. Леонтева и деятельностно-ориентированных теориях - поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (Гальперин, 1966) и теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий А.В. Запорожца (Запорожец, 2000) - постулировалась ведущая роль действия. Согласно данным теоретическим подходам, младенец постепенно приобретает представления об окружающем мире, осваивая внешние двигательные формы поведения, которые в последующем интериоризируются, преобразуясь в образы предметов. Аналогичным образом, в теории когнитивного развития Ж. Пиаже высказывалось предположение о стадийном развитии системы внутренних образов при непосредственном манипулировании с окружающими предметами. Исследования психологии развития последних лет значительно расширили представления о раннем сенсомоторном развитии младенцев. Работы Дж. Гибсона и Э. Гибсон, Т. Бауэра, А. Мелтцоффа и Р. Бортона, Э. Спелке, Р. Байарджон, К. фон Хофстена изменили и обогатили представление о раннем сенсомоторном развитии. Они дают возможность предполагать, что с самого момента рождения восприятие (перцептивная деятельность) является активным процессом, и дети располагают врожденной готовностью к адекватному представлению об окружающем мире. Однако остается открытым вопрос использования младенцами ранних когнитивных способностей для действия с окружающими объектами.

Мы полагаем, что даже в раннем возрасте для исполнения любого действия младенцу необходимо присутствие ментального представления об объекте действия и ментального плана для исполнения данного действия. Вместе с этим должна быть сформирована моторная база для осуществления движения адекватного поставленной поисковой задаче.

Принцип единства сенсорной и моторной систем принимается нами как основополагающий принцип организации поведения.

Цель работы состоит в теоретическом исследовании особенностей развития сенсомоторной сферы ребенка в младенческом возрасте.

Все приведенные соображения позволили выдвинуть гипотезы:

·    чем шире круг предметов, с которыми входит в контакт ребенок, чем разнообразнее действия ребенка с ними, тем ярче выражена у него потребность в фифференцированном, точнонаправленном общении со взрослыми;

·    выдвигается предположение об опережающем развитии сенсорной системы по отношению к моторному развитию.

Объектом исследования являются дети младенческого возраста (в отечественной психологии от 0 до 1 года).

Предметом исследования – особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте.

Для достижения вышеуказанной цели нами поставлены следующие задачи:

1) описать особенности социальной ситуации развития в младенческом возрасте;

2) выделить стадии психофизиологического созревания детей на первом году жизни;

3) рассмотреть развитие жизненного мира младенца;

4) проанализировать теорию «сенсомоторного интеллекта» Пиаже;

5) определить роль сенсорных и перцептивных процессов в развитии младенца;

6) проследить динамику формирования двигательных функций и действий с предметами в младенческом возрасте.

Методологическую основу исследования составили положения системно-эволюционного подхода (Ломов Б.Ф., 1996, Швырков В.Б., 1995, Александров Ю.И., 1995, 1999, Сергиенко Е.А., 1992, 1996, 1997, 2000), экологического подхода (Дж. Гибсон, 1988) и др. Данные теоретические принципы были реализованы с помощью следующих методов:

·        теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

·        синтез, обобщение, аналогия, классификация.

Структура курсовой работы определена логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Абрамова, Г.С. Возрастная психология [текст]: Учебное пособие для студ. вузов. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. – 702 с.

2.     Берк Л.Е. Развитие ребенка / Лаура Е. Берк. – 6-е изд. – М.: Питер, 2006. – 1056 с.

3.     Безруких, М.М., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка [текст]: учебное пособие: Гриф УМО МО РФ. – 3-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 416 с.

4.     Большая психологическая энциклопедия [текст]. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

5.     Большой психологический словарь [текст] / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

6.     Бондырева, С.К. Человек (вхождение в мир) [текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 269 с.

7.     Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [текст] //Социальная работа. – 2006. - №12. – С. 38-40.

8.     Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [текст]. - Мн.: БрГУ, 2007. - 195с.

9.     Возрастная и педагогическая психология [текст]: хрестоматия для пед. вузов / сост. И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2005. – 367 с.

10.           Возрастная психология. Детство, отрочество, юность [текст]: хрестоматия: учебное пособие / Сост. и науч. ред.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2007. – 623 с.

11.           Волков, Б.С. Возрастная психология [текст]: учебное пособие для вузов: в 2-х частях / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2008. Ч.1. – 366 с.

12.           Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [текст]: в 2-х частях / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2008. Ч.2. – 340 с.

13.           Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

14.           Зимняя, И.А. Педагогическая психология [текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. доп, испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 382 с.

15.           Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [текст]: учебное пособие / В.Г. Каменская. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 287 с.

16.           Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.

17.           Кулагина, И.Ю Возрастная психология: Развития человека от рождения до поздней старости [текст]: учебное пособие / И.О Кулагина. – М.: Юрайт, 2002. – 463 с.

18.           Лифинцева, Н.И. Психолого-педагогическая антропология [текст]: учебное пособие для вузов / Н.И. Лифинцева; под ред. В.А. Сластенина. – Курск: КГУ, 2004. – 206 с.

19.           Лысенко, Е.М. Возрастная психология [текст]: краткий курс лекций / Е.М. Лысенко. – М.: Владос – Пресс, 2006. – 172 с.

20.           Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития [текст]: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта; М.: Изд-во МПСИ, 2008. – 214 с.

21.           Никишина, Н.А. Возрастные и индивидуальные особенности сенсомоторных реакций правого и левого полушарий у детей дошкольного возраста [текст]: монография / Н.А. Никишина, А.А. Савченко. – М.: РГСУ, Курск: Курская гор. Типография, 2006. – 206 с.

22.           Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [текст]: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2008. – 460с.

23.           Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [текст] / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.

24.           Патяев, Е. От рождения до школы [текст]: первая книга думающего родителя / Е. Патяев. – М.: Смысл, 2007. – 619 с.

25.           Психология детства [текст]: учебник / под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 350 с.

26.           Психология развития и возрастная психология. Хрестоматия [текст]: Междунар. независимый экономико-политологич. Ун-т. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – Ч. 1: Проблемы развития психики. – 315 с.

27.           Психология развития [текст]: учебник для психолога / под ред. Т.Д. Марциповской. – М. Академия, 2001. – 349 с.

28.           Психология человека от рождения до смерти. Младенчество, детство, юность, взрослость, старость [текст] / под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК: М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 652 с.

29.           Словарь для начинающего психолога [текст] / Под ред. И.В. Дубровиной 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.

30.           Смирнова, Е.О. Детская психология [текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 365 с.

31.           Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [текст]: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

32.           Строганова, Т.А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев. Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.00.13 - физиология. - М., 2001.

33.           Хрестоматия по возрастной психологии [текст]: учебное пособие / Авт. сост. Л.М. Семенюк. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2006. – 398 с.

34.           Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [текст]: учебник для вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

35.           Эльнонин, Д.Б. Детская психология [текст]: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с.

Тип работы: Курсовая работа
Год: 2009
Страниц: 48
 
КУПИТЬ!
ПРОЧИТАТЬ!
ЗАЩИТИТЬ!
 

 


 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс