Введение
Конкуренция означает соперничество предприятий каждое, из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производимых товаров и условии их реализации.
Термин «конкуренция» употребляется главным образом в качестве полной противоположности монополии. При этом термин «монополия» применяется в различных значениях, которые необходимо четко различать.
Актуальность темы курсовой работы «Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений» обусловлена тем, что современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Цель курсовой работы – это раскрытие содержания конкуренции и ее разновидностей.
Для достижения поставленной цели, необходимо следующие задачи, а именно:
1. Рассмотреть общие понятия конкуренции в условиях рынка
2. Изучить формы проявления и роль конкуренции в рыночной системе
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании курсовой работы был использован разнообразный учебный материал. Хотелось бы отметить учебник «Экономика» под ред. Булатова А. С., который помог раскрыть понятие и содержание конкуренции. Также хотелось бы отметить учебник Борисова Е. Ф. «Основы экономической теории», в котором указаны основные формы и виды конкуренции.
Список использованной литературы
2. Булатова А. С. Экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.-547с.
5. Кашаева В. В. Экономика и бизнес. – М.: МКТУ им. Баумана. 2007.-374с.
8. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2003. –504с.
9. Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. – М.: Перспектива, 2005.-547с.
10. Семенов В. М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.-455с.
11. Шеремет В. П. «Конкуренция в современных условиях» \\ Вопросы экономики, № 11, 2004.С.57