Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и изменение соотношения стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования.
Основная особенность работников в том, что они являются активной составляющей производственного процесса. Работники могут способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором они работают, а могут противодействовать нововведениям, если они нарушают привычный для них ритм работы.
Готовность, желание и заинтересованность персонала выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха функционирования организации.
Каждый человек – личность, со своими ценностями, желаниями, потребностями. И если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к определенным действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно построить систему управления так, что он будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения стоящих перед организацией задач. Поэтому материальные факторы далеко не всегда выходят на передний план и не могут служить единственной формой вознаграждения за труд.
От четкой разработки эффективной системы стимулирования зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятия.
Поэтому объектом данной курсовой работы является система стимулирования персонала, а предметом – социально-психологические методы удовлетворения потребностей сотрудников.
Цель курсовой работы – совершенствование системы социально-психологических методов стимулирования работников отдела кадров.
Для выполнения данной цели необходимо было решить несколько задач:
· изучить теоретические основы и современные тенденции мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
· проанализировать потребности работников отдела кадров;
· выявить факторы, способствующие повышению эффективности труда;
· разработать рекомендации по стимулированию персонала отдела кадров.
Основными разделами данной курсовой работы являются:
· социально-психологические основы стимулирования и мотивации персонала;
· анализ потребностей работников отдела кадров;
· рекомендации по стимулированию работников отдела кадров.
В ходе проведения исследования и написания данной курсовой работы была использована следующая литература: Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации», Карпов А.В. «Психология менеджмента», Платонов С.В. «Искусство управленческой деятельности» и др.
1. Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования; методики построения мотивационного профиля персонала и разработки. Положения о стимулировании персонала. // Кадры предприятия. – 2002. – № 7– 8. – С. 34 – 35.
2. Бунтовская Л.Л. Проблемы управления трудовой мотивацией на
промышленном предприятии // Проблемы управления государственным сектором экономики: сб. научных трудов. – ИЭП НАН Украина, 1996. – С. 116 – 124.
3. Бухалков М.И. и др. Управление персоналом на предприятии: Учебник для ВУЗов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 426 с.
4. Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог. – 1999. – №1. – С. 21 – 23.
5. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2002. – №4. – С. 23 – 34.
6. Виханский О.С. Менеджмент: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2005. – 435 с.
7. Дырин А.С. Особенности российской модели управления персоналом: Монография. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. – 232 с.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 347 с.
9. Мескон М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1997. – 780 с.
10. Платонов С.В. Искусство управленческой деятельности / Платонов С.В., Третяк В.И., Черкасов В.В. – К.: ООО «Издательство Либра», 1996. – 528 с.
11. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. –356 с.
12. Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.
13. Хлюнева М.В. Пирамида Маслоу плюс или Когда бесспорное стало сомнительным // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – № 5. С. 37 – 39.
14. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2002. – С. 126.