ГЛАВНАЯ
      РЕПЕТИТОРЫ
       ГОТОВЫЕ РАБОТЫ
       ПРАЙС-ЛИСТ
         КОНТАКТЫ
 
    СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ

Главная || Мой профиль | Выход
Заказать работу просто. Заполните форму заказа в разделе "Сделать заказ". В течение 24 часов или ранее, вам будет дан ответ по стоимости и срокам. Спасибо что посетили наш сайт!
Главное МЕНЮ




Нам ВАЖЕН ваш ответ:

  
Тема: Занятость населения и механизм государственного
          регулирования

Содержание:

1 Теоретические подходы и методы изучения занятости населения…7

1.1 Занятость: понятие, принципы и формы…7

1.2 Исторические подходы занятости населения…13

1.3 Политика государственного регулирования рынка труда и

 занятости…20

2 Анализ создания и реализации программ занятости населения…26

2.1 Зарубежный опыт создания и реализации программ занятости

населения…26

2.2 Особенности программ в сфере труда и занятости Республики

Татарстан…32

2.3 Прогнозирование содействия занятости незанятому населению

города Нижнекамска…39

3 Пути совершенствования занятости населения в условиях рынка…45

3.1 Программа занятости и механизмы ее реализации в городе

Нижнекамске…45

3.2 Меры по повышению эффективности занятости

 населения…55

4 Программа мер по обеспечению ВКР…64

4.1 Социальный эффект разработки мероприятий по повышению

эффективности занятости населения на примере города Нижнекамска…64

4.2 Правовое обеспечение ВКР…65

4.3 Социологическое обеспечение ВКР…67

4.4 Компьютерное обеспечение ВКР…70

Заключение…71

Ссылки на использованные источники…74

Список использованных источников…77

Приложение А Сведения о составе граждан, обратившихся в органы занятости

и реализации содействия занятости за 2005 год…81

Приложение Б Баланс трудовых ресурсов по городу Нижнекамску с 2003 – 2005

год…82

Приложение В Логическая структура инструментария…83

Приложение Г Анкета…84

 

Введение

Введение

Актуальность темы На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием общенародной собственности как экономической основы государства. Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обуславливает его особое отношение к своей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле – продаже рабочей силы речь не идет.

  Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

   Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность. В рамках данной проблемы особенно актуальны вопросы прогнозирования занятости в системе местного самоуправления, а также разработка планово – программных методов в управлении процессами занятости. От своевременных активных позиций на рынке труда во многом зависят эффективная занятость населения в целом, снижение уровня открытой и особенно скрытой безработицы, нормализация воспроизводственного цикла населения и рабочей силы [9, с. 3].

С переходом к рыночной экономике и формированием рынка труда сопряжено возникновение необходимости высокой конкурентоспособности рабочей силы, базирующейся на ее мобильности, профессионализме. Изменяются структура и формы занятости, происходит дифференциация персонала на предприятиях:

- формируется внутренние рынки труда;

- в организации труда акценты смещаются на интегрирование трудовых функций и групповую работу;

- происходит преимущественное развитие горизонтальных коммуникаций и взаимодействий в инновационных процессах.

Данные процессы влекут за собой потребность в непрерывном повышении квалификации и переподготовки персонала, концентрируется в создании комплексных систем управления по результатам.

  Изменения в характере труда и в управлении формируют и новые тенденции в оплате труда. Объектом стимулирования становится уровень квалификации, опыт и мастерство, а не сам объект выработки.

Проблема организации занятости постепенно выходит в разряд первоочередных, и прежние подходы к ее решению исчерпали себя. Нужны активные мероприятия по социальной защите различных категорий граждан. Традиционные подходы в настоящее время не отвечают тем условиям и тем требованиям, которые должны выполняться, для того чтобы отреагировать на обострение ситуации в социально – трудовой сфере. Действующая практика организации работы по трудоустройству безработных граждан не способствует сохранению у них активной позиции, не обеспечивает вариантности в поиске ими работы.

Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из – за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Сегодня как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, молодежь, женщины. Эти категории населения, нуждаются в повышенном внимании со стороны государства, поскольку людям, имеющим низкий социальный статус, ограниченную трудоспособность, в современных условиях крайне тяжело самостоятельно найти работу [44, с. 5].

    Основная задача проводимой высшими органами власти страны социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Именно политика сохранения и создания рабочих мест, особенно в кризисные периоды, способна сформировать эффективную занятость, тем не менее учитывающую интересы конкретных людей, их права на гармоничное развитие.

Степень изученности и разработанности темы. На сегодняшний день разработаны различные подходы занятости. Первоначальную модель соотношения спроса и предложения на рынке труда разработали классики английской политэкономики Д. Риккардо, Д. Милль, А. Маршалл. Они считали, что рыночная система сама способна обеспечить полную занятость. Наилучшей экономической политикой признавалась политика невмешательства государства в функционирование экономики. Данное положение обосновывалось тем, что конкурируя за свободные рабочие места безработные будут способствовать снижению заработной платы до тех пор, пока работодателям станет выгодно нанять всех имеющихся рабочих, что обеспечит полную занятость [32, с. 51].

 Д. Гиллер, А. Лаффер, Р. Холл говорили, что рынок труда подобен рынку всякого другого товара. В условиях конкуренции на нем заработная плата как цена труда устанавливается в результате колебания спроса и предложения. Согласно важнейшим постулатам данной концепции полную занятость способны поддерживать основные рыночные рычаги регулирования (конкуренция, цена, процентная ставка).

Дж.М. Кейнс выдвинул новое положение о связях между уровнем занятости и безработицы, согласно которому в рыночной экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Цены и заработная плата четко фиксированы. Отсюда рынок труда рассматривается как инертная, статистическая сисема, нуждающаяся в государственном регулировании [44, с. 10].

 М. Фридмен, Э. Фэлпс считали, что для ликвидации диспропорций и уравновешивания рынка труда необходимо использовать такие рычаги государственного регулирования, как денежно – кредитная политика. По их мнению, неправильная политика государства в области денежного обращения порождает дисбаланс рынка труда.

Целью данной работы является изучение и анализ муниципальной программы занятости и разработка рекомендаций по повышению эффективности занятости населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы занятости;

- рассмотреть основные исторические подходы занятости населения;

- раскрыть основную политику государственного регулирования рынка труда и занятости;

- сравнить зарубежный опыт по созданию и реализации программ занятости;

- выявить особенности программ в сфере труда и занятости Республики Татарстан;

- провести прогноз содействия занятости незанятому населению в городе Нижнекамске;

- провести социологическое исследование для выявления наиболее востребованных программ занятости и социальной защиты населения;

- выработать рекомендации по повышению эффективности занятости населения.

Объектом является процесс оценки эффективности муниципальной программы занятости.

Предметом явились  регулирование рынка труда, организационно – экономические механизмы реализации программы занятости, меры активной политики занятости.

Новизной работы, является проведение социологического исследования и выявления более приемлемых и востребованных программ занятости, разработка основных рекомендаций по повышению эффективности занятости населения и организационно – экономического механизма их реализации.

Методологическую основу исследования составляют: фундаментальные труды, представителей различных экономических школ; документы Центра занятости населения города Нижнекамска; подходы, структурно – функциональный, социологический и сравнительный метод.

Эмпирическая база. Результатами исследования является то, что на сегодняшний день по представлению сотрудников Центра занятости населения города Нижнекамска, самыми эффективными программами по содействию занятости населения являются «Молодежная практика», «Общественные работы» и временная занятость безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Участие граждан в данных программах в дальнейшем помогает им в трудоустройстве. Они оказывают помощь безработным гражданам в преодолении негативных последствий незанятости, в восстановлении мотивации к трудоустройству, активизации самостоятельного поиска работы. Они направлены на повышение уверенности в себе, формирование жизненных планов, корректировку ценностных ориентаций. Долгое время  граждане, находившиеся в статусе безработных, начинают понимать, что у них появляется возможность трудоустроится.  

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. В первом разделе рассмотрены понятие, исторические подходы занятости и политика государственного регулирования рынка труда и занятости населения. Второй раздел посвящен зарубежному опыту и особенностям программ в сфере труда Республики Татарстан. В третьем разделе говорится о программе занятости и механизмах ее реализации в городе Нижнекамске. Четвертый раздел связан с правовым, социологическим и компьютерным обеспечением.

Список использованных источников

1 О занятости населения в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 20.03.1996 № 36 – ФЗ.

2 Аллагулов Р. Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях // Вопросы статистики. – 2005. – №8. – С. 12 – 17.

3 Ананьев А. Новые процессы занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. – 2005. – №5. – С. 39.

4 Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. – М. : Институт социологии РАН, 1997. – с. 326.

5  Бейсенов С. Инфраструктура рынка труда / С. Бейсенов, Т. Мухамбетов // Человек и труд. – 2005. – №1. – С. 7.

6 Боровик В.С.,. Занятость населения : учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев / Серия «Учебные пособия». – Ростов – на – Дону : «Феникс», 2001. – 320 с.

7 Бочарова И. Программы содействия занятости // Экономист. – 2005. – №5. – С. 77 – 83.

8 Бреев Б.Д. Становление рыночных отношений и занятость населения // Общество и экономика. – 1995. –  №7 – 8. – С. 163.

9 Варшавская Е. Сверхурочная занятость: международная практика и российский феномен / Е. Варшавская, И. Донова // Человек и труд. – 2005. – №6.

10 Веснина О. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. – 2006. – 11 мая.

11 Визгунова М.И. Безработица в Латинской Америке в условиях неолиберальных реформ // Социологические исследования. – 2004. – №8. – С. 72.

12 Вишневская Н. Рынок труда на фазе подъема наступил ли перелом // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №3. –С. 23 – 25.

13 Волосатов В. Неформальная занятость: к портрету, «известной незнакомки» // Человек и труд. – 2003. – №11. – С. 65.

14 Гаузнер Н. Методы регулирования занятости в странах Запада // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №1. – С. 97.

15 Генкин Б.М. Экономика и социология труда : учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2000. – 412 с.

16 Государственное управление: основы теории и организации : учебник в 2 т / под ред. В.А. Козбаненко/ 2-е изд, с изм. и доп. – М. : «Статус», 2002. – 592 с.

17 Григорьева Т.М. Итоги выборочных обследований населения Республики Татарстан по проблемам занятости за 2002 – 2004 годы // Экономический вестник. – 2005. – №4. – С. 80 – 82.

18 Губанов С. Рынок труда // Социально – экономическое положение Республики Татарстан. – 2003. – №1. – С. 108 – 109.

19 Дадашев А.З. Регулирование рынка труда и занятости населения // Менеджмент в России и зарубежом. – 2005. – №5. – С. 6 – 9.

20 Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда // Вопросы экономики. – 2004. – №2. – С. 17 – 20.

21 Зубкова А.Ф. Экономика труда : учебно – методическое пособие / Институт труда Минтруда России / – М. : ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 490 с.

22  Кашепов А.В. Рынок труда: регулирование, прогнозы // Экономика и учет труда. – 2005. – №12. – С. 20 – 25.     

23 Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. – Петрозаводск., 1993. – С. 306.

24 Козловский М. Первый квартал в экономике республики // Республика Татарстан. – 2006. – 7 марта.

25 Колосницына М.Г. Экономика труда : учебное пособие для студентов баклавриата экономических вузов. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2003. – 240 с.

26 Комлев Ю.Ю. Исследование неформальной занятости / Ю.Ю. Комлев, О.М. Краснова // Экономический вестник. – 2002. – №3. – С. 45 – 47.

27 Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. – 1996. – №15. – С. 9.

28 Кузьмина С. Ситуация на регистрируемом рынке труда города Нижнекамска // Труд и занятость. – 2006. – 10 фев.

29 Кузьмина С. Программа занятости на 2006 год // Труд и занятость. – 2006. – 2 марта.

30 Кузнецов С. Перспективы роста занятости в США // Коринф. – 2004. – №20. – С. 56 – 58.

31 Макконелл К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.А. Брю. – М. : Республика, 1992. – т 1. – С. 334 – 337.

32 Мальтус Т. Антология экономической классики /Т. Мальтус, Д. Кейнс, К. Ларин. – М., 1993. – С. 353.

33 Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. – т 3. – С. 106 – 107.

34 Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. – 2003. – №5. – С. 3.

35 Мусина М. Основные направления по решению проблем занятости в Республике Татарстан // http: // eduworld. ru / referats

36 Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд. – М. : Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2003. – 352 с.

37 Пикулькин А.В. Система государственного управления : учебник для вузов. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 309 с.

 38 Письменная Е.Е. Отдел программ и рынка труда // Человек и работа. – 2002. – 26 мая.

39 Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. – М. : «Советская Энциклопедия», 1974. – т 15. – С. 385.

40 Римашевская И.М. Качественный потенциал государственного регулирования занятости // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №10. С. 3 – 5.

41 Рынок труда : учебник / под. ред. проф. В.С.Буланова, Н.А. Волгина. – М. : Издательство «Экзамен», 2000. – 448 с.

42 Рязанцев С.В. Проблемы регулирования занятости населения // экономика и учет труда. – 2002. – №4. – С. 23.

43 Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку // Общество и экономика. – 2004. – №4. – С. 5.  

44 Семенов А. Методология прогнозирования экономической активности населения // Человек и труд. – 2004. – №9. – С. 49 – 51.

45 Семигин А.Н. Местное самоуправление: проблемы и пути решения. – М., РИЦ «Муниципальная власть», 2000. – 487 с.

46 Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

47 Управление занятостью населения на местном уровне : учебное пособие / В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с. : ил.

48 Фролов К. О занятости в переходе к рынку // Общество и экономика. – 2004. – №10. – С. 10 – 12.

49 Хамаганова Г. Региональные программы содействия занятости // Человек и труд. – 2004. – №4. – С. 53 – 55.

50 Чернов Ю. Рынок труда и занятость населения // Экономика и учет труда. – 2004. – №12. – С. 11.

51 Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. – 2006. – №2. – С. 11 – 17.

52 Четвернина Г. Государственная политика на рынке труда // Вопросы Экономики. – 2004. – №9. – С. 5 – 7.

53 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление : учебник. – М. : Юристъ, 2003. – 320 с.

54 Шлихтер А.А. Государственные программы в сфере труда и занятости (опыт США) // Труд за рубежом. – 2004. – №3. – С. 45 – 64.

55 Шуклин И.Н. Экономика и социология труда : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров., 2001. – 212 с.

56 Экономика труда: (социально трудовые отношения) : учебник / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М. : Издательство «Экзамен», 2004. – 736 с.

57 Экономика труда / под ред. М.А Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб. : Питер, 2004. – 656 с. : ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

58 Ясин Е. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях / Е. Ясин, С. Алексашенко // Вопросы экономики. – 2003. – №7. – С. 16.

 

 

Тип работы: Дипломная работа
Год: 2005
Страниц: 84
КУПИТЬ! ПРОЧИТАТЬ! ЗАЩИТИТЬ!
 


 


 
ЧЕЛНЫ-ДИПЛОМ.РУ - профессиональная помощь в учебе. Дипломы, курсовые, контрольные, рефераты
             обмен ссылками,
             карта сайта
 
У нас заказывают студенты из городов:
Дипломы и курсовые работы на заказ, рефераты на заказ, тесты на заказ, индекс